Прим. редакции: данная тема сопровождается дополнительными материалами.
Вопрос сообществу.
В обсуждении темы Вопрос
Владимирову прозвучала мысль, что анализ работы устройств РЗА
никому не нужен в том виде, как он выполняется. Похоже Вы
правы-информация в виде базы данных о работе устройств РЗА с 1990
года ни разу не была востребована релейщиками.
Был поставлен под
сомнение высокий процент правильности работы. Но он действительно
высокий и не снижается на все усилия эксплуатационного персонала, в
том числе и персонала РЗА (данные за 1990-2006 гг).
Сложившийся
стереотип образа релейщика, как некоего субъекта себе на уме, очень
умного, а потому непонятного для окружающих, всегда знающего
первопричину любого сбоя в работе энергетического оборудования и не
заслуженно игнорируемого при выплате премий и т.д. заставляет
релейщика защищать свой мир знаний от посягательств со
стороны.
Отсюда наверное и искаженная информация о работе
устройств РЗА (а где же принцип - разобрался сам - помоги
товарищу?).
Скажите, как часто при плановых проверках устройств
РЗА Вы находили дефекты и как часто Вы обнародовали эту информацию?
Расскажешь - накажут за неудовлетворительное состояние?
А случаи
неправильной работы РЗА повторяются, но уже в другом месте...
Действительно, время от времени при проверках обнаруживаются
различные, скажем, дефекты. Эта информация, как правило, за пределы
службы не выходит (по известным соображениям).
Анализ работы
устройств РЗА нужен, но вряд ли это будет официальный документ или
ресурс. Есть необходимость в достоверной, всем понятной информации,
выкладка которой не будет сопровождаться репрессиями со стороны
руководства. Нужен энтузиаст, который сможет всю информацию
систематизировать, выложить в удобной форме, и энтузиасты, которые
будут эту базу данных пополнять.
Всем давно известно, что цифры берутся с потолка. Главное, не увеличить процент неправильной работы. Скажешь правду, тебя не поймут: в отдельно взятом предприятии ухудшился процент, виноват главный инженер, а далее релейщики со всеми последующими оргвыводами: у всех 95%,а у тебя 80 ( реальный может быть и 50). Особенно, если учитывать работу всех зон, ступеней, пусков, команд ПА, АПВ, сетей 35кВ и ниже. Особенно это касается АО. В МЭСах процент будет повыше, там народ еще пока пограмотнее, люди еще есть на ПСях. Правда 10кВ, наверное, и учитывают процентов на 30. Кто там будет контролировать, правильно ли отключился фидер.Только когда ПС сгорит. Ошибки и неправильные срабатывания идут на 95 процентов по вине персонала (любого), но сознаваться - себе дороже. Поэтому стараются списать на технику или вообще не "светить". Только когда отключение связано с крупным скандалом, тогда можно "докопаться" до правды.
С благодарностью приму примеры и описания дефектов и
аварий.
Последняя по времени книга, где описаны примеры частотных
аварий вышла в 2005 году приложением к журналу "Энергетик и
называется "Цифровые устройства частотной разгрузки".
Ранее
было издано несколько книг с примерами дефектов в схемах и способами
их поиска.
Например , В Лениздате была издана книга
Дефекты в
электрооборудовании:Поиск и устранение.
От себя могу сообщить: как ни прискорбно, но факт, что практически
ни статистика (учет), ни какие-то внятные систематические записи о
частоте и характере возникновения дефектов не ведутся. И я лично не
знаю никого, кто реально бы вел подобные записи.
Причина тому, на
мой взгляд - если коротко, то просто разгильдяйство (разгильдяйство
как моё личное, так и тех, кого знаю). Увы :( - такова се ля ви.
По
видимому, в самом деле чрезвычайно трудно своевременно что-либо
записать, раз никто ничего не записывает :).
Во всяком случае,
гораздо труднее, чем не записать :).
Все надеются на свою память,
а потом, когда вот-вот бы вспомнить самое время настало - раз!, - и
не можешь толком ничего вспомнить :).
- Такой способ "хранения"
информации примечателен тем, что люди реально начинают реагировать
только на те "бяки", от которых уже мозоли на глазах :).
Да и некоторые зачастую реагируют тоже довольно своеобразно:
поднимают трубку, набирают номер - и давай жаловаться, что, мол, "у
меня тут постоянно происходит то-то и то-то, не знаю, что и подумать
..."; на вопрос "как часто?" отвечают "часто"
(но при этом не в состоянии толком назвать ни времени события, кроме
двух последних, ни окружающей обстановки, что сопровождала события),
а на вопрос "что предпринял, какие проверки выполнил и каковы
результаты?" начинают просто "путаться в показаниях"
:). - А это по сути явный признак того, что многие по старой
советской привычке всё надеются на "кого-то", кто придет,
сделает, поможет, найдет, подскажет ... - и поэтому на самом деле
можно ни хрена не знать, не изучать, не думать и не делать ничего
окромя того, что когда-то кем-то и зачем-то было написано в какой-то
инструкции :).
В настоящее время сии и прочие разгильдяйские
обстоятельства серьезно усугубляются тем, что ... может порой кто и
заслуживает хорошей трёпки, но как вспомнишь, какие крохи за свою
работу он получает и в каких условиях трудится ... рука не
поднимается ...
Ну, а что касается публикации той информации,
что еще у кого-то в памяти осталась - то тут буквально у всех
подчистую включается мощный психологический фильтр, который
соответствует той среде обитания, в которой люди вынуждены обитать, и
называется инстинктом самосохранения ... При такой уродливой системе
беззаветный принцип "помоги товарищу", реализуемый по
официальным каналам, может противоположным концом больно ударить тебя
самого. Правда, похоже, не суждено дождаться в этой стране иных
официальных методов "мотивации"...
Я не так пессимистичен, как falcon. Давайте создавать банк
неисправностей устройств РЗА и способов их устранения.
На сайте
СРЗА есть подборка сборников аннотаций "древних"
информационных писем, на основе которых была сделана попытка
систематизировать отказы РЗА...
Предлагаю реанимировать данный
ресурс...
А я, наоборот, согласен с falcon. Все информационные письма - результат "засвеченных аварий", их просто не получилось скрыть.А на 90% аварий (отказов) просто руки не доходят. Собираешься вернуться к ней попозже, потом подробности забываются. Записи, если и были сделаны, то на клочке, он потерялся. А через два месяца уже и не помнишь, о чем речь. Уже 25лет собираюсь сделать что-то типа журнала интересных аварий с подробными описаниями,осциллограммами да воз и ныне там....все текучка мешает. А вроде бы и не равнодушный человек. Но я все равно за банк данных, хоть где-то в одном месте будут храниться, можно при желании порыться.
4 года веду электронный журнал работы УРЗА. Записываю все случаи правильные и неправильные. Осциллограммы храню в регистраторе аварий Чёрный Ящик уже 8 лет. При желании всё могу найти.
А с другими поделиться?
Любому изъявившему желание могу выслать файл (5-6 страниц, без рисунков). - Этакий общий обзор со своим собственным видением типичных (а иногда и не очень) неисправностей, реально встречающихся у ВЧ постов ПВЗ-90М**, где также изложены некоторые рекомендации по диагностике или предотвращению этих неисправностей.
Хотя статучета неисправностей ПВЗ-90*** у меня нет, но кой-какие
неформальные записи (в значительной части именно неформальные!) о
всяких злоключениях и "чудесах", обнаруженных при наладках
и ремонтах этой аппаратуры (и то, как с этим приходилось справляться)
имеются.
Сейчас составил подборку (загнал все в один файл):
получилось станиц на 70. - Также готов предоставить этот материал
любому, кто изъявит желание.
Шлите, опубликуем...любой опыт полезен
rza@so-cdu.ru
Пришлю. Но для публикации годится только первый из документов. Второй - это скорее "андеграунд" - во многом "изнанка". Но, в любом случае пришлю оба :).
Прим. ред.: по счастливому стечению обстоятельств редакция является обладателем только что упомянутых материалов, и имеет возможность представить их здесь же:
Скачать: архив Defects_PVZ90Mx (21 кбайт); архив PVZ90Mx_Underground (402 кбайт)
Релейщик - активный участник настоящего Форума, не защищает свой
мир знаний от посягательств со стороны. Те же, кто свои знания
оценивает в твердой валюте, на Форум не ходят. Но часто релейщику
приходится защищать свое нелегкое существование от наездов
сверху.
Там, где исполнитель не имеет права на ошибку, и анализу
других причин неправильной работы РЗА верить можно довольно
условно.
Большой неосторожностью считается сегодня признание своей
виновности. Не найдена причина – нет виноватого. Не найдена
причина – все повторится снова. Но только последствия окажутся
куда тяжелее.
В наше время как-то подзабылся старый принцип: если
что было - говори, что было, хуже будет, если скроешь истину. Самое
надежное средство в наше время обезопасить себя от современной
инквизиции - скрыть любое свое неправильное действие. Если это
удается - статистика полностью выхолащивается и истинных причин мы не
видим. Иногда скрыть причину просто невозможно. В таком случае к
виновнику применяются самые жестокие, иногда несопоставимые со
степенью вины меры наказания. Но те же меры принимаются и к тем, кто
признался в содеянном, чем облегчил раскрытие причин и ускорил
восстановление нормального режима.
Два случая из моей практической
работы в МСРЗАИ. Один раз в стрессовой ситуации лично напутал
полярность токовых цепей ДЗШ. При внешнем КЗ - отключение системы
шин, останавливается электротранспорт в половине города, разбор
полетов и поиск причины в мое отсутствие (был в отъезде), 100%
премии, строгий выговор, теряю перспективу на повышение в должности.
Второй раз монтер из моей бригады, очень квалифицированный, опять же
в стрессовой ситуации нажимает выходное реле на соседней панели.
Отключение линии с успешным АПВ, недоотпуска нет. Сам признался в
случившемся, но доказательств вины нет. Те же 100% премии с
виновника, 30% с меня как с мастера, тот же строгий выговор,
внеочередная проверка знаний. Он не стал мастером, я второй раз не
пошел на повышение. А могли бы сделать иначе: проводим послеаварийную
проверку, выявляем якобы поврежденный нуль-индикатор или МЭР,
списываем на старение оборудования. Никто из квалифицированных
специалистов, в том числе в вышестоящих органах, нас не заложит. А
инспекция не разберется.
И таких примеров любой практикующий
релейщик может вспомнить немало.
Обмен опытом, в том числе
неприятным, все же крайне необходим. Другое дело – где, в каком
формате. Насколько мне известно, неправильная работа РЗА если не
везде, то, по крайней мере во многих системах является коммерческой
тайной. За двумя – тремя строками официальной статистики
«описание неправильных действий РЗА» много информации не
раскроешь. Пока рядовые исполнители не начнут верить своим
руководителям и инспектирующим органам, полноты картины не будет.
А
товарищам все же помогаем, пусть не в том объеме, как нужно. На этом
Форуме среди прочего можно найти и немало информации об ошибках. Но
этому способствует неофициальная обстановка, отсутствие надзора или
видимость его отсутствия и возможность говорить о проблемах, не
засвечивая себя (хотя большинство участников Форума так или иначе
давно засветились).
Прошу на временную страницу
http://rzdoro.narod.ru/gra_1.htm,
свежеиспеченную, поэтому недоделанную, примерно по этой теме.
..и, кстати, даже коммерсанты додумались до того, что если снизить
подоходный налог и объявлять амнистии, то это принесет огромную
прибыль стране...
надо и у релейщиков в этом смысле менять
положение: чтоб говорить правду стало выгодно...
По крайней мере, трое участников Форума сообщили о наличии представляющей интерес информации. Готовы ли они предоставить эту информацию широкой публике? Можно ли эту информацию обрабатывать и готовить на ее основании нормативную документацию? Хотите - не хотите, но для себя выводы по предыдущей информации Форума я уже сделал и начинаю публиковать некоторые вопросы на своем сайте.
Повинную голову меч не сечёт? Голову нет, а премию в капусту
КОНЕЦ ОБСУЖДЕНИЯ
<<< К предыд. теме: Систематизация терминологии и классификации РЗА (02.03.07) <<<
>>> К след. теме: Новые материалы по РЗА (09.03.07) >>>